yulia_enka (yulia_enka) wrote,
yulia_enka
yulia_enka

Categories:

Котиков постили во все века

Тяга постить котиков – это мощный первобытный инстинкт, а не просто досужая забава. Представьте: свирепое зверьё, людоеды, пещеры… хотя ладно, не всегда уж прямо сразу людоеды-пещеры; но скалы, обрывы, лютые враги… словом: непрерывный стресс, все таятся, выслеживают, нападают, рвут друг друга и жрут и, конечно, упоённо постят котиков. Ну а что вы хотите?

1.

Петроглиф из Торо-Муэрто (Toro Muerto), Перу; культура Уари VI-XIIвв. н.э. (+ см. царство Уари (Wari Empire)).
Специалисты думают, что это пума.
Фото: keatssycamore. Лицензия: CC BY-NC-SA 2.0


2.

"Arte rupestre nella valle di Toro Muerto, Arequipa, Perù meridionale" (наскальное искусство в долине Торо-Муэрто, Арекипа, юг Перу).
Идиллическая картина, по-моему. Триада, котик… это вечно.
Фото: Giorgio Samorini. Лицензия: CC BY-NC-SA 2.0


3.

Тоже перуанский котик. Может быть, планировалась пума, но сейчас многие склонны считать, что это чеширский кот.
Похоже, что тоже из Торо-Муэрто, но честно говоря, точно ещё не выяснила.
Фото: © Mindy Chaffin (all rights reserved). Источник (расшарено через facebook)


4.

Дух неспокойных вод реки Колумбия. Его кошачий лик с волнистой бородой имеет предостерегающее выражение. Сделан местными коренными жителями неизвестно когда, предполагают, что 5-10 столетий назад (т.е. в 1000-1500гг.) После драматических пертурбаций из-за строительства плотины на этой реке размещён с 2004г. у тропы Темани Пеш-Ва (Tamani Pesh-wa) в парке Колумбийских холмов штата Вашингтон (Columbia Hills State Park), США.
Фото: Holly Hayes. Лицензия: CC BY-NC 2.0


5.

Здесь, на сколе вулканического базальта заметны минимум два котика. Сейчас они смотрятся, как приблизительно чёрный и белый («чёрный» – в левом нижнем углу). О чём это произведение? О неизбывном дуализме? О явном и тайном? А, может, о расовой терпимости?… Или о том, надо ли искать чёрную кошку в тёмной комнате?
Каньон Бо́ка-Негра (Boca Negra Canyon), Национальный памятник (парк) Петроглиф (Petroglyph National Monument), штат Нью-Мексико, США. Создатели местных петроглифов – коренные американцы (индейцы, в частности, пуэбло и их предки анасази) и испанские первопоселенцы; самым древним изображениям ~3000 лет, но большинству – 400-700.
Фото: Rick Cameron. Лицензия: CC BY-NC-ND 2.0


6.

Тут уже другой континент. Северная Африка. Экшн. Нешуточная многоплановая сцена. ~8000 лет назад, принято относить к неолиту.
Юго-запад Ливии, массивный откос песчаника Месак-Сеттафет, участок Вади-Меткандуш/Матендус (Wadi Methkandoush/Mathendous).
Фото: Rudolf Baumann. Лицензия: CC BY 2.0


7.

Те же котики, другой ракурс, крупный план.
Фото: Carsten ten Brink. Лицензия: CC BY-NC-ND 2.0


8.

Опять Америка. Так называемый горный лев (mountain lion [пума]) – мощный котик на пике формы.
Национальный парк «Каменный лес» (Petrified Forest National Park), штат Аризона, США; большинству петроглифов в этом парке – ~650-2000 лет; создавались они коренными американцами (индейцами), скорее всего, предками пуэбло (известными строительством 100-комнатных домов Puerco Pueblo). Этот петроглиф был найден около холмов, называемых Blue Mesa в 1934г., датируется предположительно XII-XIII веком.
Фото: Mark Byzewski. Лицензия: CC BY 2.0


9.

Тоже горный лев (mountain lion [пума]) из США, на вид – близкий родственник предыдущего. Проживает, однако, не в Аризоне, а в Калифорнии – в скальном парке Alabama Hills. Создатели местных петроглифов – вероятно, не пуэбло, а пайюты или шошоны (т.е., разумеется, их древние предки), (см. также народ косо). Сколько-нибудь определённых сведений о датировке именно этого петроглифа я не нашла. Но известно, что находящиеся поблизости горы Косо (Coso Range) знамениты петроглифами, которым ~10000± лет (возраст петроглифов в горах Косо «от 5 до 16 тысяч лет» – пишет ещё, например, сайт «Достояние Планеты» dostoyanieplaneti.ru)
Фото: © Steffen Synnatschke (Isabel & Steffen Synnatschke) © Synnatschke Photography (all rights reserved) synnatschke.com, blog.synnatschke.de (+ см. Mountain Lion Petroglyph)


10.

Этот же котик-«лев» (из калифорнийского парка Alabama Hills) – видно, как по-царски он вписан в величественный ландшафт.
Фото: © Synnatschke Photography (all rights reserved) synnatschke.com, blog.synnatschke.de (Isabel & Steffen Synnatschke)


11.

Цагаглалал (Tsagaglalal) – «Та, кто смотрит» ("She Who Watches") – так назвали её сахаптины. Иногда ещё дополнительно подписывают – bobcat (рыжая рысь).
Техника: окрашенный петроглиф (вырезание на камне + рисование красящим пигментом).
Парк Колумбийских холмов (Columbia Hills State Park), штат Вашингтон, США. (там же, где и «Дух реки Колумбия» – фото №4).
Датировка лишь очень предположительна, радиоуглеродный анализ не проводился (что характерно, к сожалению, для многих объектов наскального искусства всех континентов). Но похожие артефакты находили в захоронениях 1650–1840гг., из-за этого «Та, кто смотрит» выглядит примерно на 300±.
Фото: U.S. Army Corps of Engineers. Лицензия: CC BY 2.0


По легенде, рассказанной экскурсоводом-вишрамом, Цагаглалал в прежние времена была женщиной, а её дом стоял там, где позже построили посёлок Никслуидикс (Nixluidix). Она правила всеми жителями ближайших земель очень долго. Как-то раз её владения посетил странствующий Койот и спросил местных обитателей: хорошо ли им? Ответив утвердительно, они всё же посоветовали ему обратиться к той, кто их возглавляла – она жила на скалах, могла смотреть вниз на деревню, больше видеть и лучше знать, что происходит. Койот поднялся к ней и стал спрашивать:
– Какую жизнь вы даёте этим людям? Любите ли вы их, или вы одна из тех злых женщин?
– Я учу их хорошо жить и строить хорошие дома; у нас много лосося, оленины, ягод, корней; мы в согласии и довольны, – сказала она.
– Скоро мир изменится, – проговорил Койот, – и женщины больше не будут вождями. Но раз вы так умеете заботиться о людях, оставайтесь здесь навсегда и наблюдайте за ними.
С этими словами он превратил её в камень. Отныне каждый чувствует на себе её взгляд, особенно, когда смотрит в её большие глаза. Цагаглалал видит всё.
   Однако, кроме истории с Койотом, есть и другие толкования смысла этого памятника. У Джеймса Д. Кейзера (James D. Keyser), например, сказано, что образы, подобные Цагаглалал, связаны со смертью и ритуалами погребения. Концентрические круги вокруг глаз – это затонувшие глаза больных; такие изображения клали в могилы во время эпидемий оспы и др. болезней, принесённых белыми коренному населению. Данные лики, вероятно, были призваны умилостивить грозного духа этих напастей.
   Существует ещё легенда о местном юноше-подростке, который, стремясь предотвратить оползень, так усиленно молился, что сам превратился в камень.
   О похожих версиях можно прочесть, в частности, здесь, здесь, здесь и здесь. Также часто пишут, что "Та, кто смотрит" производит довольно сильное и даже захватывающее впечатление. Но, как и многие окрестные петроглифы, Цагаглалал не раз подвергалась вандализму, и на её каменном лице видны следы от пуль.

12.

Сейчас петроглифы парка Columbia Hills под усиленной охраной, обнесены ограждениями, и доступны лишь для тур-групп с гидом; а Цагаглалал берегут особо. Её можно посмотреть только по предварительному заказу и только в пятницу или субботу, с 10:00 в сезон работы парка – с апреля по октябрь (парк открыт в эти месяцы с 6:30 до сумерек). За самовольный подход к «Той, кто смотрит» – штраф $100000 (сто тысяч долларов!) или 5 (пять) лет в тюрьме(!).
Фото: U.S. Army Corps of Engineers. Лицензия: CC BY 2.0


13.

Стильный котик, не правда ли? Современный художник мог бы гордиться таким! А находится он на отвесной скале, очень высоко от подножия и неблизко от верхнего края – видно на фото здесь (отсюда). Т.е. древний автор этого котика был ещё и заправским альпинистом (или волшебником).
Каньон Санта-Клара (Santa Clara Canyon), юго-запад штата Юта, США. Местные петроглифы имеют черты родственных культур: Анасази и Могольон; могут быть связаны с мифологией и историей хопи (Hopi) (принадлежащих группе народов пуэбло). Датируются ~600-1300гг. н.э.
Фото: © Ryan Houston (all rights reserved). Альбом "Petroglyphs and Pictographs" в альбомах Райана Хьюстона (Ryan Houston's albums)


14.

Котик. Судя по прохладному месту прописки этого петроглифа, художник вдохновлялся образом bobcat (рыжей рыси).
Тропа Темани Пеш-Ва (Tamani Pesh-wa), парк Колумбийских холмов (Columbia Hills State Park), штат Вашингтон, США. (В том же парке – см.: фото №4, №11/12).
  Сведений о датировке конкретно этого петроглифа я не нашла. К здешним петроглифам не применяли радиоуглеродный анализ; их возраст предполагают, основываясь на стилях находок в других местах, исследованных радиоуглеродным методом. Каким-то петроглифам в этом парке гипотетически дают ~350 лет (см. фото №11/12) из-за специфики стилей и мотивов, характерных для определённых «страниц» истории; а есть и те, которым вполне может быть несколько тысяч лет. Установлено, по крайней мере, что люди в этом районе живут уже минимум 10000 лет, т.к. были изучены следы местного древнего поселения, где среди остатков пищи датировали радиоуглеродным способом кости рыбы – им оказалось не менее 10000 лет.
  О том, какие же племена создали петроглифы данного района (поблизости от реки, именуемой сейчас Колумбия), я прочла здесь, что это были так называемые «речные люди». Они жили там до появления ныне распространённых в тех местах индейских народностей. ~150 лет назад «речных людей» стали переселять в резервации, где вынуждали их присоединяться к более крупным чужим племенам. Некоторые из «речных людей» сумели избежать депортации, но всё равно сейчас они «растворены» среди основных местных племён: якама (Yakama); юматилла (Umatilla); не-персе (Nez Perce) и племён резервации Warm Springs – тенино (Tenino), васко-вишрамов (Wasco-Wishram) и северных пайютов (Northern Paiute).
Фото: © Bill Gozansky / Alamy Stock Photo (all rights reserved). Источник (расшарено через facebook)


15.

По-моему, тоже котик – шестилапый кошак; и поза – не сдача в плен, а боевой прыжок, ну или акт заклинания.
Тропа Темани Пеш-Ва (Tamani Pesh-wa), парк Колумбийских холмов (Columbia Hills State Park), штат Вашингтон, США. (См. в том же парке – фото: №4, №11/12, №14). Касаемо датировки и авторства могу лишь повторить сказанное о предыдущем петроглифе (см. фото №14).
Фото: © Bill Gozansky / Alamy Stock Photo (all rights reserved). Источник (расшарено через facebook)


16.

Пума по имени Целеустремлённость. (Насчёт имени – моя версия ^*J*^)
Четвертьмильная тропа между Четро-Кетль (Chetro Ketl) и Пуэбло-Бонито (Pueblo Bonito), штат Нью-Мексико, США.
Можно предположить, что этот петроглиф сделан в IX-XIIвв. н.э. на подъёме культуры Анасази в период строительства и активной жизни в поселениях-дворцовых комплексах Пуэбло-Бонито и Четро-Кетль. Но среди ближайших петроглифов есть так называемый «Испанец» – изображение всадника, похожее по сохранности и стилистике на эту пуму. «Испанца» датируют ~XVI веком, а его создателем считают, скорее всего, индейца навахо, т.к. лошадей* в Америку завезли испанцы в нач. XVIв. а к тому времени в этих местах одним из основных индейских народов были навахо.
Фото: Travis. Лицензия: CC BY-NC 2.0

    *прародина лошадей – как раз Северная Америка, откуда они миллионы лет назад распространились по др. континентам, но в Ледниковый период лошадиные предки в Америке вымерли.

17.

Возвращаемся в Старый Свет. Снова Африка и снова многофигурная сцена. Что сказать? Хорошее чувство пропорций, уверенная рука, но слегка занудно – веет некой бухгалтерией. Все аккуратно построились слева направо, никто никого не пересекает, не загораживает, не атакует, не жрёт (ну, почти)… жираф – 1 шт., лев – 1 шт., носорог – 1 шт., антилопа – 2 шт., страус – 1 шт., лошадь (зебра?) – 9 шт.…
  Главное – есть лев, а он – несомненно котик (да ещё какой)! Между прочим, его называют «Лев-человек», думая, что это прикинувшийся львом шаман. Особенно примечательна кисточка хвоста в виде львиного следа с пятью пальцами, и на концах лап такие же следы. (За головой льва, возле пасти частично просматривается маленькая копытная фигурка – редкий случай перекрывания объектов в этой композиции – надеюсь, это просто случайный ракурс, а не пожирание зебрёнка).
  Долина Твифелфонтейн (Twyfelfontein) или Уи-Аис (Ui-Ais) – «временами бьющий источник» на языке нама, (ранее называемом готтентотским), Намибия. Древние петроглифы и наскальные рисунки этой долины относят к Уилтонской культуре и датируют в основном возрастом ~ от 6000 до 2000 лет.
Фото: Robert Shea. Лицензия: CC BY-NC 2.0


Обратите также внимание на пост iozhkinkot «Твифелфонтейн» (14.09.2015) – человек побывал на экскурсии именно в этих местах в Намибии. Яркие живые впечатления.

18.

Персидский котик (даже два). Не узнали? Но они таки персы; вернее, их пращуры – какие-нибудь персозавры. Просто это было давно. Тамошняя местность тогда ещё не называлась Персией. Потом уже в ней случились всякие Ахемениды-Сасаниды, последний шах и мат Исламская революция…
  Котикам наверно ~4000 лет. Находятся в центральном Иране, недалеко от города Хомейн (Khomein). Иранский археолог Мохаммед Насерифард (Dr Mohammed Naserifard) обнаружил там много замечательных наскальных изображений. В частности – очертания неких чаш/кубков, которым, возможно, аж 40000 (сорок тысяч!) лет – к такому выводу пришла группа голландских археологов-энтузиастов, рискнувших в 2008г. приехать в Иран и какое-то время изучавших вместе с М. Насерифардом местные древние петроглифы и рисунки. (В результате есть основания полагать, что на холмах за Хомейном – одни из самых древних на Земле зарисовок, сделанных человеком).
  К сожалению, официальный Иран не слишком увлечен исследованием своей доисламской культуры. А вражда с Западом, санкции и т.п. проблемы лишь усугубляют трудности местной археологии.
Фото: © Atta Kenare / AFP (Agence France-Presse), artdaily.com. Источник: "The ibex code: deciphering Iran's ancient rock art", Eric Randolph, 24.10.2016 (расшарено через facebook)


19.

А вот, практически, наш сибирский котэ – с Алтая, т.е. из Южной Сибири. Поговаривают, что манул. Когтищи у него – залюбуешься! А может, это он корни пустил?
Калбак-Таш, Онгудайский р-н, респ. Алтай, Россия. В калбакташском святилище тысячи петроглифов разных эпох: неолита (~6-4 тыс. до н.э. (8000-6000 лет)); энеолита-бронзы (~3-1 тыс. до н.э. (~5000-3000 лет)); скифов (~VIIIв. до н.э.-IVв. н.э. (2800-1600 лет)); древних тюрков (~VI-Xвв. н.э. (1400-1000 лет) – к древнетюркскому времени относятся и местные рунические надписи). О датировке котика-«манула» сведений не встретила, рискну предположить, что он из эпохи энеолита-бронзы.
Фото: © __const__ (all rights reserved). Источник: «Алтай. 4.», Const, 06.08.2015


20.

8 августа в большинстве стран, включая Индию, бурно отмечают Международный День Кота, в связи с чем 08.08.2016 сообщество @BradshawFoundation украсило себя этим снимком. На нём – интерьер индийской пещеры с настенной росписью. У меня сразу возникла догадка, что так шествует супер-котик подвида индийский леопард, и все приседают перед ним в почтительном ку, как пацаки перед чатланином. Но есть иные версии. Вплоть до того, что пацаки могут оказаться на самом деле (о ужас!) леопардовыми шкурами. К сожалению, я пока не нашла хотя бы более-менее определённой информации о сюжете, датировке и авторстве этого произведения, – ничего, кроме подписи от @BradshawFoundation: "Panther rock art of Churana in India" (Пантера в наскальном искусстве Чураны(?) в Индии).
Фото: Bradshaw Foundation © MMXI (all rights reserved). Источник (расшарено через facebook)


21.

Из Индии – в Китай. Здесь с незапамятных времён среди всех котиков особо чтут тигра, и в Международный День Тигра – 29 июля – вся Поднебесная гуляет на славу. Сообщество @BradshawFoundation не осталось в стороне: ещё ~2 года назад (29.07.2016) оно порадовали читателей этим кадром. Правда, без авторитетной подписи я не была бы на 100% уверена в тигриной природе данных петроглифов… Немного похожи на ящериц, а ящерицы, как известно, родственны драконам… Значит, всё в порядке! Любое сходство с драконом в Китае всегда почётно :-) (тиграм должно понравиться).
  Хэланьшань (Алашань, Цзяланьшань) (Helan Mountains) – горный хребет на севере центральной части Китая, на границе Внутренней Монголии и Нинся.
  По стилистике эти изображения перекликаются с Ордосской культурной традицией (Ordos culture). Их возраст, вероятно, ~2000-2500± лет. Авторство ориентировочно приписывают народу хунну (они же – сюнну) (Xiongnu). Подробнее см. публикации здесь и здесь. Вообще, в горах Китая много разнообразных и выразительных «тигриных» петроглифов, датируемых обычно первым тысячелетием до н.э. См., например, на: bradshawfoundation.com/china_tiger
Фото: Bradshaw Foundation © MMXI (all rights reserved). Источник (расшарено через facebook)


22.

С китайских тигров переключаемся на Штаты. Там опять удивляют – что это: новая ступень эволюции? Котик прямоходящий? И сразу – с пузырём… Неужто – с финансовым? Но не факт. Ох уж этот древний символизм… Официальное название: «Одинокий воин» (Lone Warrior) и, конечно, не с пузырём, а у него такой щит; на голове же маска или шлем с признаками котоподобия. Кстати, это не петроглиф, а "pictograph", т.е. – не вырезание на скале, а рисунок на ней (в данном случае – смесью оксида железа, древесного угля, порошкообразных минералов, растительного материала и даже крови [вроде бы ;-)]). Это единственное относительно хорошо заметное (и удобофотографируемое) древнее изображение на скалах вдоль 21-мильной дороги поблизости от Green River (Грин-Ривер/Зелёной реки) и San Rafael Swell (Выпуклости Сан-Рафаэля); штат Юта, США.
«Школу искусства» определяют неуверенно. Автором мог быть мастер BCS – стиля Барьерного каньона (Barrier Canyon Style); Фремонтской культуры; культуры Анасази (народа анасази – предков пуэбло) или культуры народа ютов.
Можно прочесть, что «Одинокому воину», вероятно, ~4000 лет; но это – не предел, не исключено, что все 7000. В 2014г., правда, решили, что – 1000-2000, но позже опровергли это предположение в пользу более солидного возраста.
Фото: Robert Shea. Лицензия: CC BY-NC 2.0


23.

Снова котик из Перу. Не агрессивен, оригинален и очень мил (imho).
Торо-Муэрто (юго-запад Перу); археологи полагают, что местные петроглифы были созданы более 1000 лет назад в эпоху Уари и, возможно, дополнялись последующими культурами (в частности Уанка).
Фото: Giorgio Samorini. Лицензия: CC BY-NC-SA 2.0


24.

Компания, в которой находится предыдущий торо-муэртский котик.
Фото: Giorgio Samorini. Лицензия: CC BY-NC-SA 2.0


25.

Пишут, что это горный лев (mountain lion), а более дотошные уточняют, что «горный лев» – это пума; впрочем, и лев, и пума – по сути котики. Однако именно этот котик-лев, на мой взгляд, в равной степени напоминает коня и волка. А навстречу ему устремилась мощная, но впопыхах едва намеченная фигура, похоже, что рогатая и копытная, наверно дикий бык козло-бизон(?)… древний художник явно торопился. Кажется, это футбол. Мяч, по крайней мере, явственно обозначен, и, по-моему, львиный волко-конь сейчас забьёт быку (кстати, справа за быком видна штанга, он слишком далеко вышел из ворот и сильно рискует).
Национальный парк Меса-Верде (Mesa Verde National Park), штат Колорадо, США; культура предков пуэбло (Ancestral Puebloans) (+ см. анасази и хронологию Пекос). Датировку этого петроглифа чаще подписывают как ~ от 600 до 1300гг. н.э.
Фото: fine_plan. Лицензия: CC BY-NC 2.0


В заключение вопрос. Пересмотрев уйму самых разных «кошачьих» петроглифов, я заметила странную особенность: большинство «котиков», изображённых в профиль, смотрят слева направо (за редким исключением). Интересно, почему?

Tags: Восточная Азия, Доколумбова Америка, Западная Азия, Магриб, Северная Азия, Чёрная Африка, Южная Азия, история, петроглифы
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 120 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →